Воспитание ребенка. Как мотивировать ребенка на учебу?

Не смотря на то, что мотивация является центральным понятием психологии, ученые даже не могут договориться об ее определении. А американский психолог Рейс отрицает само существование внутренней мотивации – фундамента современной педагогики. Так, может быть, пока они спорят, и рисуют теоретические схемы, обратимся к здравому смыслу?

…. Приговорили человека к смерти на электрическом стуле, а он толстый — не помещается в кресло. Посадили на диету, а он еще 5 килограмм прибавил. Стали давать только хлеб и воду – все равно толстеет. Его спрашивают: «Ты, почему не худеешь?» А он плечами жмет: «Да, мотивации, как-то нет». /Байка/

Не кнут, не пряник, а любовь.

Ваши дети такие же, как вы. Задумываясь о том, как мотивировать ребенка хорошо учиться, неплохо бы посмотреть на себя. А потом — на своего ребенка.

Неправда ли, вы очень похожи? Он еще маленький, но такой же плотный и сбитый, как вы. И тот же рыжий чуб и такие же хитрющие глаза. Не трудно предположить, что и внутренне он тоже похож на вас. А стало быть, совсем нетрудно догадаться чего ребенок хочет. Достаточно просто заглянуть в себя. Банально, но кто сказал, что рецепты должны быть сложными.

Позвольте ребенку быть, насколько возможно, самостоятельным.

Вспомните, сколько радости вы испытали, когда впервые сами проехались на велосипеде, поймали свою первую рыбу, или помогли маме вымыть посуду. Ликование переполняло вас, и вам необходимо было рассказать об этом всем, кого вы знали: папе, маме, бабушке и ребятам во дворе. Ваш ребенок, такой же, как вы, он переживает те же самые чувства.

Вам очень повезло, если вас слушали внимательно, гладили по головке, говорили какой вы молодец, и никто не вспоминал про случайно разбитую тарелку. (А чего ее вспоминать, она же была с трещинкой, и мама как раз собиралась ее выкинуть.) И вам очень хотелось сделать самому что-нибудь еще. Что бы вас снова слушали, хвалили и называли умницей. А, кроме того, где-то внутри появлялось, пусть неосознанное, но твердое ощущение, что вы стали чуть-чуть самостоятельнее и, главное, независимее.

С другой стороны, очень обидно, когда тебе говорят, что ты еще маленький, что тебе рано. Вспоминают, что в прошлый раз ты разбил любимую тарелку. Это отшибает желание учиться, бьет по рукам, и не дает стать самостоятельным. Не отнимайте у ребенка возможности расти. Укрепляйте его веру в свои силы.

Конечно, родителям проще сделать самим, чем с опаской глядеть на первые попытки отпрыска самому зажарить яичницу, спалить дом и изгваздать желтком новую рубашку. Но другого пути, вырастить самостоятельного человека, нет.

Не превращайте дом в казарму или вторую школу.

Что бы вы сказали мужу, если бы он стал требовать от вас сначала помыть пол, а уже потом посуду. И указывал вам, как правильно убирать в квартире. Ваш ребенок похож на вас, он тоже сам знает, в каком ящике стола держать карандаши, а в каком тетради, и в какой последовательности ему удобнее готовить уроки.

Строгой, а порой и ненужной дисциплины ему хватает и в школе. Так же, как и вам на работе. Пусть дом, как можно меньше напоминает школу, с ее постоянными требованиями: «ученик должен», «ученик обязан».

Дом – это место, где человек хочет ощущать себя защищенным от неприятностей, где ему комфортно. Дома он сам решает, помогает ему музыка сосредоточиться или отвлекает от уроков. И он лучше знает, сначала отдохнуть, а потом приготовить уроки, или наоборот.

Чем больше в учении элементов игры, тем лучше.

Естественно, вы можете и обязаны ему помочь, но лучше, если это будет выглядеть как совет, а не беспрекословный приказ. Так же как вы, дети ценят доверие, и не любят мелочной опеки.

Любите детей независимо от оценок в дневнике.

Не трудно представить, что вы подумаете о своей жене, если ее любовь к вам будет измеряться вашей зарплатой. Оценки – зарплата ученика. Не заставляйте ребенка думать, что вы любите не его самого, а его оценки. Тем более что, в школе, так же как у вас на работе, справедливость торжествует далеко не всегда. Там тоже есть любимчики, получающие больше, чем положено.

Так же как у вас, у детей могут быть трения с начальством, но только ребенку значительно труднее – он не может послать всех к черту и написать заявление по собственному желанию. Ему некуда идти, кроме как домой, в семью, где любят, понимают и сочувствуют. Не разрушайте эту уверенность, восстановить ее будет очень трудно.

Мир и согласие в доме, дороже всех школьных оценок, как бы непедагогично это не звучало.

Никто не любит, когда его сравнивают с другими.

Никогда, ни при каких обстоятельствах не сравнивайте своих детей, ни с соседом отличником, ни с внучатой племянницей тещи, ни с кем. Детям это обидно. Так же как вам вряд ли понравится, если муж начнет сравнивать ваши обводы и аэродинамику, с аналогичными свойствами Марины из четвертой квартиры. Будет ли это мотивировать вас быть похожей на нее? Так и с вашим ребенком, в лучшем случае вы получите обиду, в худшем — демонстративное неприятие всех ваших нотаций.

Сколько вы платите за то, что ребенок почистил зубы?

Все чаще, родителям приходит в голову, идея оплачивать хорошую успеваемость в школе наличными деньгами, по заранее оговоренной таксе. Это плохая идея. Прежде всего, потому, что дети учатся для себя, а не для вас.

Кроме того, вспомните, что ваш ребенок похож на вас, и, так же как у вас, его требования и аппетиты непременно будут возрастать. Уверены ли вы, что сможете соответствовать этим требованиям лет через восемь. И выдержите ли вы соревнование, с более состоятельными родителями.

Многие педагоги уверены, что при подобном подходе, вы вряд ли получите свой, ставший уже классическим, последний стакан воды, если у вас не хватит сил открыть сейф или подписать чек.

Не несите вздор в воспитательных целях.

Не пугайте детей, что если они будут плохо учиться, то станут бомжами или дворниками. Вспомните себя в четвертом классе. Разве вы тогда, не согласились бы поменять душный класс на улицу, а задачу про бассейн с двумя трубами на возможность гонять кошку метлой.

Если ваш взрослеющий сын твердо решил стать программистом, не пытайтесь внушить ему, что ботаника для него не менее важный предмет, чем математика. Потому что вы оба знаете, что это не правда.

Дети – ваша копия.

Все ваши нравоучения о пользе чтения ничего не значат, если сами вы читаете только инструкции по применению шампуня. Дети не поверят, что утренняя гимнастика полезна, если вы не будете ее делать вместе с ними. Личный пример – самый действенный мотивирующий фактор.

Позвольте ребенку самоопределится.

Ничего страшного, если ребенок увлечен историей и литературой, больше чем химией и математикой. Это значит, что он самоопределился и сделал выбор. Все, что вам остается – это отнестись к этому выбору с уважением.

Многие наши таланты определяются генами. Глупо и бессмысленно требовать от ребенка пятерку по пению, если ему, как и вам, наступил медведь на ухо. Смиритесь с этим и успокойте ребенка. Наверняка, этот недостаток компенсирован каким-то другим талантом.

Не заставляйте его быть круглым отличником. Такие энциклопедисты, как Руссо и Дидро в наше время невозможны. Сегодня, специалист по колорадскому жуку ничего не понимает в разведении кур. Позвольте ребенку быть равнодушным к митохондриям или странам Карибского бассейна. Не важно, что у ребенка есть нелюбимые предметы. Важно, чтобы были любимые.

Поддерживайте живой интерес к знаниям.

Все дети когда-то становятся очень любознательными. Они обрушивают на вас град бесконечных вопросов «как?» и «почему?». И чем дольше вы продержитесь на этом экзамене, тем лучше.

Ни кнут, ни пряник, не могут состязаться за звание лучшего мотиватора с обычным интересом. И пока в ребенке тлеет интерес к тому, как устроен мир, нужно делать все, чтобы он не затух.

Ходите в музеи и походы. Покупайте детям научно-популярную литературу (не пренебрегайте Перельманом – он и сегодня один из самых лучших и интересных популяризаторов науки), научите их пользоваться справочниками и энциклопедиями, искать ответы в Интернете.

Разрешите ребенку, в порядке исключения, прогулять школу, если ему жизненно необходимо посмотреть передачу о рождении и развитии вселенной или про тайну египетских пирамид. Только не забудьте договориться, что потом он прочитает пропущенный за день материал.

И никогда не говорите слов: «Это тебе рано». Если интересуется всерьез, — значит не рано, а если рано, то он сам об этом завтра забудет.

Научите ребенка связывать строчки учебника с жизнью.

Вряд ли возможность через двадцать лет стать начальником лаборатории, заставит трепетать ваше сердце и мотивирует тщательнее мыть пробирки сегодня. Точно также, первоклассник не понимает, почему он должен писать три строчки аккуратных закорючек, вместо того чтобы играть в пиратов. Чтобы через шестнадцать лет стать уважаемым человеком и получать хорошую зарплату? Господи, да, вам самому стыдно нести эту чушь. И ребенок это прекрасно чувствует.

Если вы хотите, чтобы сын или дочь с интересом учились, вам придется искать связь того, что они изучают в школе с сегодняшним днем их жизни. Это очень трудно, порой невозможно, но это необходимо. Потому что знания, оторванные от жизни, память считает ненужными и выкидывает, как мусор.

Покажите сыну, что рычаг это не только скучный параграф учебника, но и возможность действительно увеличить свои силы. Можно, например, подвигать шкаф шваброй, если мамы нет дома. Или показать, как работает рычаг в приеме самбо.

Сравнивайте литературных героев с родственниками, соседями и, даже, с учителями.

Обсуждайте, кто поступил хорошо, а кто плохо. В любом случае хорошая литература, интереснее и полезнее, чем передача «Дом-2».

Заблудитесь с детьми в лесу, и вспоминайте, с какой стороны дерева растет мох. Ах, в вашем лесу, он растет со всех сторон одинаково. Тем хуже для учебника. Найдите более надежные способы, например, по звездам. Только не забудьте предупредить жену, что вы сегодня заблудитесь.

Договоритесь с соседом, чтобы он нанял вашего сына или дочь поработать репетитором. Допустим, помочь его сыну выучить таблицу умножения, пусть даже за ваши же деньги. Но так ваш ребенок почувствует, что знания действительно приносят пользу.

В заключение.

Трудно? Понятное дело, делать детей легче, чем воспитывать. Но никакой школьный психолог не понимает вашего ребенка так, как понимаете его вы. Потому что ваш ребенок, такой же, как вы. Этим и руководствуйтесь.

sem-ochag.ru

Яндекс.Метрика