Двойка?! Опять двойка!

Кто из нас, родителей, не хотел бы, чтобы его чадо получал(а) только хорошие отметки. Но, такого чуда, пожалуй, не бывает. Даже сформировавшийся отличник, иногда может получить плохую отметку.

Строгие выговоры детям за плохие оценки в большинстве случаев не бывают результативными.

У многих детей начинается паника, когда они слышат от родителей: «Принеси-ка на подпись мне твой дневник». В некоторых семьях полученные в школе плохие оценки воспринимаются как нечто ужасное и из ряда вон выходящее.

Психологи в шутку говорят: «Родители, прежде чем разговаривать с ребенком о полученной им тройки или двойке, должны хорошо выспаться, причем не за одну ночь». Однако, как известно, в каждой шутке есть немалая доля правды.

Известный факт: чтобы результативно решить какую-либо важную проблему, не следует рубить с плеча. Разумеется, плохие отметки не могут не сигнализировать о проблемах школьника со знанием той или иной дисциплины, но из-за них на ребенке ни в коем случае нельзя ставить клеймо лодыря. Об истинных причинах появления неудовлетворительных оценок с сыном или дочерью обязательно следует побеседовать, но сделать это необходимо на спокойных тонах и без лишних эмоций. «Главное – дать понять ребенку, что вы не обвиняете его и не приравниваете его плохую успеваемость к совершению страшного преступления. Напротив, вы искренне готовы прийти к нему на помощь, для начала выяснив, что именно ему необходимо для дальнейшей более плодотворной учебы», – говорит школьный психолог Виктор Кочетков.

Это вовсе не означает, что родители должны быть чересчур лояльны и не заострять свое внимание на появляющиеся в дневнике неудовлетворительные отметки. Для того чтобы знаменитая картина Федора Павловича Решетникова не «оживала» каждый раз после возвращения ребенка из школы, следует соблюдать так называемые права школьника, сформулированные детскими психологами.

Право на каникулы

Независимо от того, в каком классе учится ребенок, он не должен лишаться своего законного и заслуженного права на отдых во время каникул, особенно летних, когда организм получает возможность в полной мере восстановить свои силы. Если заставлять школьника корпеть над учебниками и тетрадями на протяжении всех каникул, результативность, как показывает практика, будет минимальной.

Целесообразным представляется возвращаться к повторению и закреплению материала только незадолго до возобновления учебного процесса. При этом не стоит делать акцент на уже изрядно поднадоевшие стандартные задачи или упражнения. Сегодня в сети интернет можно подобрать самые разные ускоренные курсы по всем школьным предметам или найти занимательные обучающие программы, которые зачастую бывают интересными даже для родителей. Они также могут послужить хорошей мотивацией школьнику для изучения дисциплины и более ответственной работы на уроках. Кроме того, можно разработать с ребенком дальнейший план его обучения или (что будет выглядеть по-взрослому) заключить с ним договор на улучшение оценок, проговорив обязанности и ответственность обеих «сторон» сделки.

Право на своевременную помощь.

Многие родители особенно остро реагируют на увиденные в дневнике плохие оценки из-за того, что плохая успеваемость ребенка оказывается для них буквально полной неожиданностью. Растерянные папы и мамы, работающие по десять часов в сутки, хватаются за голову, пытаясь вспомнить все пробелы в воспитании их чада, вынужденного большую часть времени проводить с бабушками, нянями или наедине с компьютером. Выход из этой ситуации возможен только один: родители не должны пускать на самотек школьную жизнь сына или дочери, связанную с оценками, радостными событиями, конфликтами с учителями и одноклассниками.

«Мамам и папам необходимо хотя бы по очереди посещать родительские собрания и не терять связи с классным руководителем ребенка, чтобы иметь возможность избежать проблем либо своевременно принять необходимые меры по улучшению успеваемости либо устранению конфликтов среди школьников», – утверждает Виктор Кочетков.

Право на награду.

Родителям не следует лишать ребенка поощрения или награды за кажущееся им сомнительными достижение. Даже если школьнику удается исправить двойку на тройку, а не на четверку, как того хотелось, он все равно заслуживает хотя бы простой похвалы за приложенные усилия (а он их действительно прилагал!). Уверенность в том, что его старания никогда не останутся незамеченными, будет лучшей мотивацией для школьника продолжать хорошо заниматься по тому или иному предмету.

Как показывают соцопросы, сегодня многие папы и мамы в нашей стране поощряют своих детей за хорошую успеваемость. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 21 % родителей всегда награждают ребенка за отличные оценки небольшими сюрпризами. В 61 % семей успехи в школе становятся объектом поощрения, но не каждый раз. И только 14 процентов родителей признались, что не станут награждать своего ребенка за хорошие отметки.

Чаще всего в качестве вознаграждения дети (42 %) получают деньги на карманные расходы, в то время как 36 процентов отличников и хорошистов радуются полезным подаркам. Другие родители предпочитают отмечать школьные успехи своих детей совместными походами в кино, развлекательные центры или «бонусами» в виде освобождения от работы по дому.

Светлана Певцова

www.km.ru

Яндекс.Метрика